Какие бывают подшипники?

Подшипник — представляет собой элемент сборочного узла, который является частью упора или опоры и поддерживает вал, ось или другую подвижную систему или конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение, обеспечивает качение, вращение или линейное перемещение с минимальным сопротивлением, способствуют желаемому движению за счет минимизации трения, воспринимает и отдаёт нагрузку от подвижных узлов на другие детали механизма.
Популярными видами подшипников считаются контактные подшипники качения, в том числе, скольжения, а так же бесконтактные (у них нет трущихся поверхностей) – на основе магнитов.

Подшипник как правило состоит из:

Купить подшипник

  • наружного и внутреннего кольца;
  • роликов или шариков;
  • сепаратора (разделителя) – элемент, который одновременно удерживает и разделяет тела качения (ролики или шарики).

К подшипникам скольжения ещё относятся гидродинамические и гидростатические, газодинамические и газостатические, а так же магнитные.

Подшипники качения

По внутренней поверхности внешнего кольца и снаружи внутреннего и на торцах колец упорного подшипника качения делают желоба — дорожки, по которым во время работы подшипника катятся шарики или ролики. Подобные подшипники называют промышленными.

Классифицируют подшипники качения по следующим признакам:

По типу тел качения: роликовые, шариковые, игольчатые;

По типам воспринимаемых нагрузок: радиальные, упорно-радиальные, радиально-упорные, упорные, линейные.

По кол-ву рядов тел качения: многорядные, однорядные, двухрядные;

По способностям компенсации несосности втулки и вала: несамоустанавливающиеся, самоустанавливающиеся.

По материалам тел качений: абсолютно стальные, гибридные (кольца из стали, тела качения керамические)

Для устройств с большими оборотами предназначаются шариковые подшипники, потому что на их поверхности меньше трения. Большие нагрузки лучше выдерживают роликовые подшипники.

Игольчатые, упорные и радиальные чаще используются в устройствах? где важна высокая точность вращения, оптимальная грузоподъемность и разумное использование пространства.

Роликовые и шариковые радиальные подшипники предназначаются для радиальной нагрузки. При сильных осевых нагрузках время эксплуатации подшипника уменьшается. С этой стороны шариковые подшипники более универсальны, потому что могут лучше уравновешивать осевую нагрузку и допустимый валовый перекос.

Самоустанавливающийся сферический подшипник имеет на наружном кольце дорожку сферической формы. Она позволяет подшипнику сохранять работоспособность даже при сильном перекосе внутреннего кольца в отношении наружного.

При осевой и радиальной нагрузках используются подшипники радиально-упорного типа. Конический тип подшипников пользуется спросом в с/х и в машиностроении. Роликовые и шариковые подшипники с большим углом соединения обладают большей грузоподъемностью в осевом направлении и меньшей в радиальном.

Для осевых нагрузок подходят упорные роликовые и шариковые подшипники.

Подшипники скольжения

Это подшипники, в которых трение возникает при скольжении связанных поверхностей.

Конструкция больше похожа на усовершенствованную втулку с тесным прилеганием соприкасающихся объектов. Подшипник скольжения представляет из себя корпус с цилиндрическим отверстием, в которое входит втулка из антифрикционных материалов и смазывающий механизм. Между отверстием втулки и валом подшипника есть зазор, который заполнен смазкой, благодаря которой вал вращается с наименьшим сопротивлением.

Смазка – одно из главных условий надёжного функционирования подшипника.  Она обеспечивает малое трение, разделяет подвижные части, отводит тепло, защищает от вредных воздействий наружной среды.

Смазка может быть жидкой, пластичной, твёрдой, газообразной.

Если подшипник лишится смазочного материала, он перегреется и выйдет из строя, рабочих поверхности сотрутся.

Для увеличения качества и долговечности смазки, была разработана система самосмазки. В ней используется пористый материал, который изготавливают по технологии порошковой металлургии. При повышении температуры, он выделяет смазку, которой был пропитан ранее. При понижении температуры, масло впитывается обратно. Это позволяет свести потери смазки к минимуму. Обычно, в документах указано — “самосмазывающийся подшипник”